Меховое производство. Справочная информация по технологии скорняжного производства. Моделирование и конструирование лекал для пальто из натурального меха.

Меховая одежда в основном относится к верхней зимней одежде. При ее создании учитывают климатические условия, возрастной и половой состав населения, его национальные традиции, санитарно-гигиенические требования к одежде и современное направление моды, а также назначение одежды (выходная, производственная, спортивная и специального назначения).

Создание образцов одежды называют моделированием. Моделирование изделий является видом прикладного искусства.

Одежду моделируют художники-модельеры. Вначале художник-модельер создает рисунок изделия, в котором отражает задуманную форму и особенности одежды. При выполнении рисунка (эскиза) изделия используют следующие элементы моделирования: силуэт, композицию, линии, пропорции и ритм.

Силуэт — плоскостное изображение изделия, очерченного контурами. Силуэт создает зрительное впечатление общего очертания одежды. Силуэты одежды изменяются согласно направлению моды.

Композиция одежды — единство всех элементов, входящих в модель и их взаимное подчинение друг другу.

Линии в одежде играют большую роль, они создают контур всей одежды и ее отдельных деталей.

Общий вид одежды зависит от линий плеч, груди, бедер, талии, воротника, лацкана, борта и рукава.

Различают два вида линий: структурные и декоративные.

Структурные линии — это линии контура одежды; декоративные — линии, образованные отдельными деталями одежды (воротниками, карманами, отделкой и т. д.).

Пропорция — правильное соотношение между отдельными частями одежды и их отношение ко всей длине одежды.

Ритм — чередование элементов композиции и интервалов между ними. Простейший вид ритма — это повторение одинаковых по размеру, длине и цвету элементов.

Материал имеет большое значение в композиции одежды. При выборе меха для верха одежды учитывают назначение и условия эксплуатации одежды.

После создания художником-модельером эскиза изделия приступают к конструированию деталей одежды. Для этого изготовляют лекала (чертежи-выкройки) верха изделия, используя типовые показатели размерных признаков тела человека: длины плеч, талии, рукава; полуобхвата груди, талии, бедер.

Согласно данным обмера и с учетом различных припусков создают лекала, в соответствии с которыми изготовляют верх скроя.

В создании верха меховой одежды важное значение имеет скорняк, так как он не только раскраивает шкурки (шкуры), но и улучшает внешний вид верха одежды, используя все известные приемы раскроя мехового полуфабриката.

Расположение в пластинах обкроенных шкурок по шаблонам

Рис. 1. Расположение в пластинах обкроенных шкурок по шаблонам;
а — свальным; б — шестиугольным; в — формы лопатки

В одном случае швы, соединяющие отдельные шкурки, должны быть в скрое незаметны. В другом случае в процессе раскроя шкуркам необходимо придать одинаковую форму и расположить в таком порядке, чтобы они чередовались в определенном ритме. Поэтому творческая работа художника-модельера должна проводиться в тесном содружестве со скорняком. Художник-модельер создает эскиз модели, а скорняк воплощает в материале элементы модели, запроектированные художником-модельером.

В меховой промышленности используют значительное количество мелких шкурок весенних видов пушнины, площадь которых составляет от 40 до 300 см2. Например, для изготовления одного женского пальто необходимо до 260 шкурок суслика. Каждую шкурку следует рассматривать как часть изделия.

Если учесть, что цвет волосяного покрова шкурок различен, подобрать такое большое количество одинаковых шкурок на одно изделие почти невозможно. Вследствие этого для создания красивого изделия используют следующий прием. Вначале для каждого скроя подбирают шкурки, мало отличающиеся по окраске волосяного покрова. Однородность оттенков обеспечивают размещением шкурок.

Особенности поверхности волосяного покрова шкурок позволяют создавать художественные эффекты. Например, при размещении шкурок крота со встречным направлением волосяного покрова можно получить красивые сочетания блестящей и матовой поверхностей.

Так как шкурки различаются по форме, им при обкрое по определенному шаблону придают одинаковую форму, обеспечивая единство плоскостной композиции, когда сетчатый орнамент строится из одной и той же элементарной фигуры. В качестве последней служит форма обкроенной шкурки, а линии соединительных швов образуют сетчатые орнаменты из параллелограммов или других геометрических фигур.

Расположение в пластинах обкроенных шкурок

Рис. 2. Расположение в пластинах шкурок (овальной формы) со встречным направлением волосяного покрова между вертикальными рядками Рис. 3. Расположение в пластинах шкурок (шестиугольной формы) со встречным направлением волосяного покрова между вертикальными рядками Рис. 4. Расположение в пластинах обкроенных шкурок со встречным направлением волосяного покрова между горизонтальными рядками

Для шкурок суслика используют шаблон овальной формы, так как данная форма в большей степени соответствует контуру огузочной части шкурки. Поскольку меховые шкурки при расправке могут изменять свои размеры, это свойство успешно используют для создания контура шкурки согласно контуру необходимого шаблона.

Это подтверждается практикой применения для шкурок суслика шестиугольного шаблона, когда местным растяжением в центре огузка шкурке придают форму, соответствующую форме шаблона.

Прямоугольные шаблоны обычно используют для обкроя шкурок бурундука, овальные — для обкроя шкурок крота, водяной крысы, суслика и хомяка.

При обкрое шкурок крота, водяной крысы и хомяка шаблон укладывают выпуклой частью на огузок. Шаблоны формы лопатки применяют для обкроя шкурок водяной крысы. По шестиугольным шаблонам обкраивают также шкурки крота, водяной крысы, суслика, хомяка. Хребтовым частям шкурок белки при обкрое придают клинообразную форму.

Различные расположения в пластинах обкроенных шкурок по шаблонам показаны на рис. 1 (стрелки показывают направление волосяного покрова).

Если изменить направление волосяного покрова, сохранив форму шаблонов, можно получить новое расположение шкурок (рис. 2, 3).

На рис. 1, 2, 3 показаны расположения шкурок с различным направлением волосяного покрова в вертикальных столбиках, однако подобное расположение шкурок возможно и в горизонтальных рядках (рис. 4).

Расположение в пластинах шейных частей шкурок белки
Рис. 5. Расположение в пластинах
шейных частей шкурок белки

Приведенные примеры, безусловно, не полностью отражают особенности моделирования верха скроя меховых изделий.

Подвижность кожевой ткани позволяет при расправке шкурок изменять их конфигурацию для обкроя по шаблонам другой формы, вследствие чего имеется возможность разнообразить рисунки верха меховой одежды.

В качестве примера может служить расположение в пластинах шейных частей шкурок белки (рис. 5), выкроенных в виде чешуи. Ушки белки, расположенные в верхнем углу чешуи, использованы как украшения.